Прокрутить наверх
Петровский Указъ. 1812. Век серебряной магии
Сатина - форумная ролевая игра ● Форум 18+



Полезная информация
1
[Изображение: 57891cee36dd.gif]

Название темы и оформление на ваш вкус. Не забывайте закреплять первое сообщение на всех страницах темы. Приветствуется добавление в первое сообщение картинок и видео, ссылок на музыку для создания атмосферы. Ваша тема - это ваш почтовый ящик, куда будут приходить письма от других. Вы сами можете оставлять короткие и большие послания другим в их же темах.

Помните:

  • не всякий может читать и писать;
  • не всякий будет следовать правилам эпистолярного жанра(но образованные дворяне следовали);
  • следует в письме указывать дату, с учётом доставки письма по нужному адресу;
  • в письмах не требуется оформление по правилам "птицы-тройки";
  • всякие обсуждения, вопросы и поиск друзей по переписке ведётся в соответствующей теме.

Пример письма

Второй пример

Третий пример

2


2

Почта в Российской империи в XIX веке

За период XVIII века почта в России существенно развилась. К началу XIX века в империи открыто около 460 отделений, протяженность почтовых путей составляет более 10 тысяч верст (почтовыми путями охвачены все крупные города страны). Почтовая служба постепенно вытесняет ямскую почту (на основе ямской гоньбы - система почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей). Разница заключается в том, что ямская гоньба доставляет письмо быстрее, но почтовая служба зато отправляется с определенной регулярностью, предварительно набрав определенное число писем и посылок. Ямской гоньбой продолжает пользоваться высшее руководство для более скорой доставки указов и распоряжений, в том числе, высочайших.

[Изображение: 1cc5812f3303.jpg]

Почтовая тройка

Почтовые отделения имеют строгую иерархию:
1) Высший орган - почтовый департамент, который входит в структуру Министерства внутренних дел.
2) Почтовому департаменту подчиняются почтамты, которые возглавляют почт-директора
3) Почтамтам подчиняются губернские, уездные и городские почтовые конторы (они же - почтовые станции\отделения), которые возглавляют почтмейстеры. В их распоряжении находятся экспедиторы (мелкие чиновники, возглавляющие отдельные направления\отделения, являющиеся помощниками почтмейстеров) и почтальоны. Почтмейстеры обязаны следить, чтобы почтовые конторы располагали всем необходимым.

Со времен Екатерины II на каждой почтовой станции содержатся: по 10 почтальонов, по 25 лошадей, по крепко сделанной фуре, по 10 роспусков с окованными колесами с кибитками, по 10 саней с кибитками, почтовая ливрея на 10 человек.
Так же при почтовых отделениях есть нарочные - почтовые служащие, которые лично доставляют письма (тоже, что курьер), а также выполняют трудные и нестандартные поручения, например, доставляют срочные депеши в труднодоступные места, где нет почтовых отделений. С особо важными, личными\тайными поручениями и письмами от императора и членов его семьи в качестве нарочных могут посылаться государственные и придворные служащие - такой тип нарочных не имеет отношения к почтовой службе.

На 1812 год почтовый департамент возглавляет действительный статский советник Николай Дмитриевич Жулковский. Существуют следующие почтамты: Санкт-Петербургский; Московский; Малороссийский; Литовский; Тамбовский; Казанский; Сибирский.
Подробнее с существующими почтовыми станциями в каждой из губерний можно ознакомиться в месяцеслове за 1812 год, часть I, со страницы 150.

[Изображение: 0ca208c65878.png]

Главные почтовые дороги Российской Империи конца XVIII - начала XIX веков

В Империи существует большая проблема с внешней почтой. В основном, письма и посылки за границу можно отправлять только из Москвы и Санкт-Петербурга, из более дальних городов приходится пользоваться нарочными.

Внутри России почтовые отделения располагаются в губернских и уездных городах; внутри уездов, как правило, учреждения государственной почты не располагаются, ибо их содержание в отдаленных малонаселенных пунктах невыгодно.

Почтовая служба пользуется тройками - наиболее быстрым способом передвижения на данный момент (может развивать скорость до 45-50 км/ч.). С учетом бездорожья, путь от Санкт-Петербурга до Москвы может занимать до 6 суток. На более дальние расстояния - до нескольких недель.

В денежном смысле почтовые услуги являются весьма доступными (оплата зависит не от веса, а от дальности расстояния - поверстная плата составляет 2,5 копейки). Даже низшие сословия, вплоть до крепостных крестьян, могут себе позволить воспользоваться услугами почтовой станции (при условии грамотности и оправданной нужды).

Однако, несмотря на эту доступность, вплоть до середины века основной объём почтовой пересылки будет составлять казённая (служебная) корреспонденция. Это связано с большим процентом безграмотности в низшем (самом многочисленном) сословии. Представители высшего сословия предпочитают пользоваться нарочными.

2


3

Особенности и правила
эпистолярного жанра

Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место изустного разговора, но заключают в себе речи только одного лица. Письма, как ряд прозаических произведений, ставятся в ней первым из семи классов сочинений в прозе, и им приписываются следующие черты: “изустный разговор имеет свойства неприготовленного, непринужденного, безыскусственного сочинения, – и сии же качества составляют необходимость принадлежать всякому хорошему письму. При сочинении писем должно следовать правилу: пишу так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно”. В этой статье вы узнаете о правилах и особенностях эпистолярного жанра первой половины XIX века. Стоит помнить, что образованные дворяне следовали правилам эпистолярного жанра, тогда как менее образованные писали как получится.

Особенности:
1) Широкое использование французского языка: использование иностранного языка придаёт разговору нейтральную светскую беседу, его можно по-разному истолковать, в зависимости от жеста, улыбки или интонации.

2) Широкое использование цитат: цитата позволяет придать тексту смысловую неопределенность.

3) Играет большое значение кому адресовано письмо: например, молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени ее родителей, лучше всего ни строчки, написанной ею в руках мужчины, который не приходится ей родней или который еще не совершенный старик. Даже если в письме написаны какие-нибудь непредосудительные пустяки, уже сам факт переписки молодой девушки с мужчиной может сильно попортить честь и доброе имя не только девушки, но и всей семьи.

4) Огромное внимание к деталям: почерк, складывание письма, форма, качество и вид бумаги – все эти мелочи определяют возраст, положение и характер пишущего. Слог свидетельствует о его такте и светскости. Например, в переписке нужно избегать острот и двусмысленностей, нужно весьма смягчать выражения. Письменная передача мыслей имеет большой недостаток, не обладая свойством передачи тона голоса и выражения лица пишущего.

Правила:
1) Для неофициальной переписки: при отправлении в путешествие, уехавший пишет первым, оставшийся отвечает, не откладывая это надолго. Относительно близких друзей, высших по общественному положению и старших возрастом, в корреспонденции соблюдаются те же правила, как при визитах, то есть письмо посылается в такой же срок, в какой нужно было сделать визит. Неприлично в письме выражать близость, несуществующую в личных отношениях. Письмо начинается ответом на полученное письмо, а если такового не было, тогда несколькими словами, относящимися к последующему свиданию корреспондирующих лиц. Следует писать о том лице, которому предназначается письмо, и касается предметов, могущих его заинтересовать. Затем уже можно сообщить о самом себе, описать свою обстановку и препровождение времени, в заключение снова обратиться к личности корреспондента, расспросить о различных обстоятельствах, имеющих к нему отношение, а затем выразить желание скорого свидания, руководствуясь желанием как можно меньше говорить о самом себе, не следует, однако, впадать в крайность, и, как делают многие, наполнять письмо одними лишь повторениями письма своего корреспондента. Встречаются письма в высшей степени достойные людей, содержащие приблизительно следующее: “В Вашем последнем письме вы сообщаете об отъезде Вашем в Н..., где, по-видимому, Вы очень приятно провели время. Вы пользовались там такими-то и такими-то удовольствиями, и говорите, что с сожалением покидаете это место, так как боитесь чувствовать себя слишком одиноким на морских купаниях в Н...." и прочее.

2) Официальная переписка: официальный документ обязательно должен быть “чистым и ясным текстом”, без орфографических ошибок, где не допускалось постскриптумов. В официальных письмах четко отличаются формы писем от “младших” к “старшим” по чину и от “старших” к “младшим”: “Когда старший пишем к младшему, то обыкновенно при означении звания, чина и фамилии он подписывает собственноручно только свою фамилию; когда младший пишет к старшему, то сам подписывает звание, чин и фамилию. Так что, если в письме младшего чина к старшему собственноручно, а не рукой писаря, подписанной окажется только фамилия, то это грубое нарушение правил, это оскорбление., которое может окончиться скандалом. Точно также значимым было место, где должна ставиться дата письма: начальник ставил число сверху, подчиненный – внизу, и в случае нарушения подчиненным этого правила ему грозили неприятности. Также в официальных письмах следует строго соблюдать форму обращения к особам разных чинов в соответствии с их классом.

Обращение

Чин или звание

– Его императорскому величеству государю

– царь императору

– Ваше высокопревосходительство

– высшие военные чины

- Ваше высокородие

– университетский ректор
– класс бригадиров

– Ваше высокоблагородие

– штабные офицерские чины

– Ваше благородие

– любой дворянин

– Ваше высокопреосвященство,
высокопреосвященный владыка

– митрополит и архиепископ

– Ваше преосвященство,
преосвященный владыка

– епископ

– Ваше высокопреподобие

– архимандрит и игумен

– Ваше преподобие

– священник

Вывод: вообще этикет в письмах должен был соблюдаться с большой точностью. Известен случай, когда сенатор, приехавший с ревизией, в обращении к губернатору (а губернатор был из графов Мамоновых и славился гордостью) вместо положенного: “Милостивый государь” употребил: “Милостивый государь мой!”, сердито подчеркнув неуместность притяжательного “мой” в официальном обращении, был лишен чина.

25 наставлений как писать письма из книги Лаврентьевой Елены "Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет"

2


4

О чём писать в письмах?

На нашем форуме уже давно существует раздел для отыгрышей в эпистолярном жанре. И, наверняка, за это время не раз возникало желание написать кому-нибудь письмо и, готовы поспорить, не реже возникал вопрос: "А что писать?". Разумеется, письма приходят от родных, друзей и просто от знакомых. Бедных сиротинушек, которым никто никогда ничего не пишет не существует. И игровые отправители ничем не отличаются от реальных — они просят, угрожают, требуют, радуют новостями, одним словом не дают заскучать. За что, в немалой степени, мы их и любим.

Как вводить письма в игру? Как любое случайное столкновение — встреча с почтальоном, оставленное в гостинице сообщение, встреча старого знакомого, все это может стать источником информации. По большому счету, все что перечислено ниже — те же самые слухи. Соответственно, письмо может стать неплохой завязкой для игры.

Ещё один момент: не всегда нужно детализировать содержимое письма, иногда гораздо проще использовать общие фразы и выражения, раскрывая подробности уже по ходу игры.

Список ниже подготовлен автором сайта "Штормовая башня" (их группа в ВК) Александром «Мэлфис К.» Фроловом, под вдохновением от сайта elfmaidsandoctopi.blogspot.ru. Благодарим их за столько интересных идей для писем.

100 писем из дома

«Быстрые» письма в положительном и отрицательном ключе

2


5

Путешествия на лошади и перевозка писем в начале XIX века
Как посчитать сколько дней пройдёт в дороге?

Расстояние, которое можно проехать на лошади в течение одного дня, зависит от качества дорог, породы лошади, цели путешествия и других факторов. Сначала я перечислю все факторы, которые стоит учитывать, а потом поделюсь универсальным решением по расчётам от нашего многоуважаемого Кирилла Тихомирова.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР: ВАЖНОСТЬ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ.
С особо важной корреспонденцией (военной и императорской ) едут и в непогоду, и в ночь. Обычные же путешественники и несрочная корреспонденция, как правило, ночью и в непогоду теряют день/ночь. Потому что езда в таких условиях опасна и сложна. Например, на станах, которые появились по указу царя Алексея Михайловича, регулярно находятся посыльные, которым надлежало забрать срочные военные известия у гонцов и не мешкая отправиться к следующей станции в любое время.

ВТОРОЙ ФАКТОР: ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГ.
Скорость доставки почты или товаров зависит от опытности ямщиков, отлаженности процесса, обустройства дорог. Московско-Сибирский тракт, главная дорога через Сибирь, уже к 1740-м годам был застроен ямскими и почто­выми станциями, вдоль пути были выставлены полосатые верстовые столбы, а ямская гоньба и извоз, то есть перевозка товаров, стали одними из самых распространенных занятий у населения, проживавшего вдоль трактов в Сибири. В западной части России по сей день поражаются быстроте сибиряков: напри­мер, купец Николай Чукмалдин проехал 1500 верст между Томском и Тюменью за пять с половиной дней. Сибиряки знают секрет: тут важна не только выносливость лошади, но и отношение к ней ямщика. Поэтому больше других зарабатывает ямщик, который знает как правильно обращаться с обозными лошадьми.

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль. Литография из книги «Voyage pittoresque et archéologique en Russie». Wikimedia Commons

Нельзя сказать, что обычные путешественники передвигаются существенно медленнее. Обратимся к литературе. Александр Островский в дневнике описывает дорогу до села Городня Тверской области на почтовых:

«Первую станцию 15 верст до Еммау­са проехали в 1 час 5 минут. В Еммаусе нам заложили тройку прекрасных серых лошадей и сел ямщик, малый лет 25, красавец собой. Я ему заметил, что его, должно быть, девушки любят, он промолчал. Повез нас с такой быстротой, что дух захватывало. <…> 14 верст мы ехали ¾ часа» 

При такой скорости можно считать, что без остановки за десять часов можно преодолеть больше 150 верст пути.

ТРЕТИЙ ФАКТОР: РАЗБОЙНИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ.
Одним из опасных явлений на дорогах являются грабежи. Тянущийся обоз или одинокий путешественник может в любую минуту подвергнуться нападению в темноте, поэтому нужно быть всегда начеку. Потому осторожные ямщики обычно мчат не под гору, а в гору. Так спасаются от грабителей, которым легче остановить их в логу или овраге. Ямщик в таких случаях обычно кричит: «Грабят!». Ему достаточно подняться на облучке, как лошади понимают, что от них требуется мчать во весь дух. Также люди запасаются оружием. Объездные ездят вокруг обоза, а возчики кричат, аукают, чтобы показать, что не спят.

Для защиты от разбойников применяют холодное ударное оружие – кистень. Он состоит из короткой деревянной рукоятки, к одному концу которой на цепи или ремне подвешивается ударная часть – груз (многогранная металлическая отливка, камень, гиря), а к другому крепится верёвочная петля для надевания на кисть руки (отсюда название). Рукоять кистеня может быть как длиной с предплечье, так и чуть длиннее кулака. Она делалась из цельного куска дерева. Обойму и ударную часть, как правило, изготавливали из металла ручной ковкой. В телеге или в санях всегда находятся вилы и топор, которые также можно применять для обороны от «лихих людей». Кроме того, с помощью вил дают корм лошадям, а топор необходим для ремонта транспортного средства в случае поломки.

Курьер. Картина Адольфа Шрейера. XIX век. Koller Auktionen

ЧЕТВЁРТЫЙ ФАКТОР: ЛОШАДИ.
Многое зависит от пород лошадей, а также от того, как их готовят к длительному пути. До отхода лошадей тщательно откармливают в течение 10 дней. Когда отправляются в путь, то в первый день лошадь не кормят совсем. На второй пряжке (станции) дают только один пуд овса на пять лошадей и каждой только по глотку воды. Умеренность выдачи воды отнимает у них охоту к еде. Затем после каждой станции выдача овса и число глотков воды постепенно увеличивается до того количества, которое лошадь сама хочет принять. Наконец, она получает свободу пить и есть сколько угодно.

По уверению ямщиков, без этой предварительной выдержки лошадь может исхудать за три дня и в течение всей дороги уже не возвратить потерянного жира. Естественно, всё это влияет на скорость и на способность лошади перевозить тяжёлые грузы и людей на большие расстояния в дальнейшем.

СПОСОБ РАССЧИТЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ, ПОТРАЧЕННОЕ НА ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕРХОМ.
Это несложно, делается в несколько простых шагов:

  • Выбираем точки отбытия и прибытия и идём в гугл/яндекс карты/навигатор - в любую программу способную отмерять расстояние в километрах. Например, мы хотим измерить расстояние от Петербурга в Кострому.
  • Отмеряем расстояние, прокладываем маршрут, узнаём цифру в километрах. В нашем случае это что-то около 1000 км. Цифры могут быть точными или примерными.
  • Теперь вспоминаем что лошадь под ездоком или в обозе в день проходит 30-40 км. Или 18-25 миль. Это мы говорим об остановках на ночлег, среднее состояние дорог, погодные условия и так далее. В зависимости от вышеперечисленных факторов цифра может уменьшится или увеличиваться.
  • Рассчитываем по формуле: общее расстояние делим на расстояние которое лошадь преодолевает за день и получаем количество времени, потраченное на дорогу. В нашем случае: 1000 (км) / 30 (км в день) = 33,3 (дня). Ну, получается больше месяца надо в среднем, чтобы доехать из Петербурга в Кострому.
  • Перфекционисты могут пойти дальше и подумать о вышеперечисленных факторах, которые могли бы повлиять на их путешествие и среднее число либо увеличить, либо уменьшить.

ИСТОЧНИКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ:

0




Перейти к форуму


Пользователи, просматривающие эту тему:
1 Гость(ей)

Работает на MyBB, © 2002-2025 Melroy van den Berg.
16